Самоуправляемые (беспилотные) автомобили в последнее время все чаще упоминаются в новостях. Такие компании как Uber, Google и Apple активно работают над разработкой интеллектуальных автомобилей, которые способны самостоятельно ехать без помощи человека.

Очевидно, что данная технология впечатляет. Обучение вождению может оказаться достаточно трудным процессом для людей, а ведь мозги человека являются самым продвинутым суперкомпьютером среди существующих. Насколько сложнее обучить вождению относительно тупой компьютер, чтобы он мог управлять автомобилем так же, как человек?

«Человеческий» фактор в вождении

Исследователи в целом уверены в том, что они решили проблему управления автомобилем без человека для переезда из точки А в точку Б. Они также разработали целый ряд умных датчиков, которые способны сообщить автомобилю обо всем, что его окружает, передать характеристики движения, сообщить о пешеходах, чтобы исключить вероятность ДТП.

Проблема заключается в том, что другие участники дорожного движения также должны знать, что делает самоуправляемый автомобиль. Люди за рулем часто делают (вежливые) жесты другим участникам движения, сообщая им о своем намерении. Нет ничего странного, если водитель помашет пешеходу и пропустит его или моргнет дальним светом, чтобы пропустить встречную машину.

А иногда водители могут даже что-то сказать из окна или посигналить.

Но кроме каких-либо мигающих сигналов, позволяющих другим водителям понять ваши намерения, самоуправляемые автомобили не могут использовать эти врожденные человеческие сигналы и формы общения.

Копируя поведение людей-водителей

Исследователи теперь изучают, как самоуправляемые автомобили могут имитировать поведение людей-водителей. Одна патентная заявка, поданная компанией Uber, предлагает использовать мигающие знаки, чтобы подсказать другим участникам движения, что машина собирается делать.

Согласно изображениям в заявке на патент, автомобили будут оснащены серией дисплеев на двери, бампере и зеркале заднего вида. Эти дисплеи будут выдавать пешеходам инструкции (например, «Пожалуйста, продолжайте движение»), а также показывать стрелки, которые будут обозначать направление, в котором они должны двигаться.

Uber также предложил интегрировать проектор в переднюю часть автомобиля, чтобы выдавать еще больше инструкций. В патентной заявке показан пешеходный переход, спроецированный перед автомобилем – это позволяет другим участникам движения легко понять, что можно безопасно переходить перед автомобилем.

С таким большим числом огней, сигналов, экранов и анимаций очень сложно будет не заметить такой автомобиль (и его инструкции).

Взлом «человеческого» фактора

Существует один недостаток у этой передовой технологии, интегрированной в автомобили – это более высокий уровень риска взлома хакерами. Каждое дополнительное подключенное устройство (экран, проектор, сигнал и пр.) – это потенциальная точка атаки для кибер-преступников.

Эти новые инновации могут помочь защитить других участников движения, но они также могут создать новые опасности для водителей и пассажиров в том случае, если хакеры смогут использовать их, чтобы заполучить контроль над машиной.

Будут ли самоуправляемые автомобили разговаривать с нами?

Используя цифровых ассистентов типа OK Google и Siri, самоуправляемые автомобили, безусловно, смогут разговаривать со своими владельцами и пассажирами. Однако на данный момент ни один из ведущих производителей самоуправляемых автомобилей не тестирует голосовые сообщения, предназначенные для пешеходов.

Наверное, это хорошо. Многие люди по-прежнему считают, что использовать звуковой сигнал автомобиля оскорбительным и даже грубым, а обращения робота от близстоящих автомобилей они могут воспринимать еще хуже.

Хорошие новости для пешеходов

Идеи из патентной заявки Uber могут быть никогда не встроены в автомобили, но это показывает, что сейчас производители всерьез рассматривают интересы людей за пределами автомобиля. А это означает, что дороги в будущем могут быть намного безопаснее для каждого участника дорожного движения.