Обновления экосистем безопасности в судоходной отрасли, похоже, потерялись где-то в пучинах океанов. В открытом море и океане все еще применяются инструменты и меры безопасности, которые в других отраслях устарели еще несколько лет назад, а это означает, что суда могут быть ограблены, взломаны и даже потоплены. Суда, которые традиционно были изолированы, теперь же, благодаря Интернету вещей и развитию информационных технологий, всегда находятся в онлайне с помощью соединений VSAT, GSM/LTE и WiFi и имеют комплексные электронные системы навигации.

Исследование Pen Test Partners (подробности по ссылке) показало, как легко можно получить доступ к судну в судоходной отрасли. Некоторые из представленных методов доступа вызывают серьезное беспокойство: открытые терминалы спутниковой связи, пользовательские интерфейсы, доступные через незащищенные протоколы, учетные данные, установленные по умолчанию и никогда не изменявшиеся… Этот список можно продолжать еще долго. В этой отрасли успешная кибер-атака будет иметь огромные экономические и коммерческие последствия, поскольку морской транспорт по всему миру перевозит товары на миллиарды евро.

Спутниковая связь: угроза в движении

Благодаря Shodan, поисковику для подключенных IoT-устройств, исследователи Pen Test, проведя различные расследования, обнаружили, что конфигурации некоторых спутниковых антенных систем были легко идентифицируемы через старую прошивку или неавторизованные соединения. Чтобы получить доступ к системам, и в конечном итоге взломать их, в ряде случаях достаточно было использовать учетные данные, установленные по умолчанию, или простые комбинации типа «admin/1234».

ECDIS прокладывает курс к катастрофе

Электронная картографическая и информационная система ECDIS (Electronic Chart Display and Information System) – это электронная система, используемая данными кораблями для навигации, и она также предупреждает капитана судна о любых опасностях по курсу корабля. Данный инструмент, который содержит картографическую и навигационную информацию, является альтернативой старым морским картам, которые не предлагают информацию в реальном времени. По результатам тестирования свыше 20 различных систем ECDIS, аналитики обнаружили, что большинство из них использовали очень старые версии операционных систем (некоторые были с Windows NT от 1993 года), а встроенные конфигурационные интерфейсы имели крайне низкий уровень защиты.

Таким образом, исследователи показали, что кибер-злоумышленники могли бы вызвать крушение корабля, получив доступ к ECDIS и перенастроив базу данных для изменения размеров корабля. Если корабль оказывается другого размера (шире или длиннее), чем он есть на самом деле, то электронные системы будут предлагать некорректную информацию для экипажей других, близлежащих кораблей. Они также показали, что хакеры могли бы вызвать столкновение, фальсифицируя положение корабля, которое отображается на GPS-ресивере. Это может показаться неправдоподобным, но в случае особенно загруженных судоходных маршрутов или мест с плохой видимостью фальсификация подобного рода может реально привести к катастрофе.

Даже если уязвимости, показанные аналитиками, не используются таким экстремальным образом, крайне важно знать, что недостатки безопасности кораблей могут привести к существенному ущербу как для национальных отраслей промышленности, так и для морской инфраструктуры, включая порты, каналы и доки. Аналитики подчеркнули, что используя ECDIS, также можно получить доступ к системам, которые предупреждают капитанов кораблей о возможных сценариях столкновения. Контролируя эти системы предупреждения о столкновениях, злоумышленники могут перекрыть такие важные судоходные артерии как Ла-Манш, поставив под угрозу экспорт и импорт целого ряда стран.

Простые решения для сложных систем

Помимо обновления систем и обеспечения того, чтобы конфиденциальная информация не раскрывалась в сети, судоходная отрасль должна также поддерживать адекватный уровень защиты, который необходим для Интернет-устройств, как мы рассмотрели в случае с системами спутниковой связи. Для обеспечения конфиденциальности соединения, на таких устройствах должны быть установлены протоколы TLS (Transport Layer Security), т.к. сбой всего лишь на одном устройстве может скомпрометировать безопасность всей сети.

Аналитики сообщили, что первый шаг для смягчения большинства проблем, упоминаемых в их исследовании, должно быть использование сложных паролей для профилей администраторов и обязательное изменение учетных данных, установленных по умолчанию.  Чтобы избежать серьезных проблем, таких как диверсия и вредительство, гибель судна и перевозимых им товаров, столкновения и потеря инфраструктуры, крайне важно иметь системы защиты для всего периметра сети, включая транспортировку товаров, чтобы внедрить современный уровень информационной безопасности во всех международных водах.